Что такое айдентика
Фирменный стиль или “айдентика” от английского слова identity, что означает идентификация – это совокупность визуальных средств коммуникации, выделяющих компанию на фоне остальных и формирующих её уникальный образ. По ее атрибутам мы отличаем бренды друг от друга, как отличаем музыкантов, писателей и даже своих знакомых.
Для чего нужен фирменный стиль
Фирменный стиль нужен для того, чтобы объединить в единый образ все инструменты взаимодействия с клиентом: сайт, визитки, рекламу, соц.сети, фирменные элементы, например бланки, форму сотрудников, корпоративный транспорт и даже упаковку товаров.
Также другой важной задачей в формирование стиля является невербальная коммуникация. Айдентика задает характер бренда и определяет его позиционирование. Это важно, потому что бренд общается со своим потребителем не напрямую, а посредством сервиса и товаров, упакованных в едином стиле.
Стиль является своего рода языком общения, он должен подходить своей целевой аудитории, чтобы в прямом смысле бренд и ЦА общались на одном языке. Сами бренды в продажах активно используют эмоции и эмоциональные подтексты, чтобы стимулировать аудиторию покупать. Поэтому характер бренда и его упаковка должны соответствовать своему потребителю и быть с ним на одной волне.
Из чего состоит фирменный стиль
Фирменный стиль – это весь имидж компании, отраженный в мелочах. Соответственно все, что может потребоваться компании в своей работе, может быть упаковано в фирменном стиле: бланки для письменных, электронных и факсимильных сообщений, визитки, конверты, папки для документов, печати, вывески, указатели, таблички, значки, нашивки… Перечислят можно бесконечно, но базовых элементов не так много. Давайте рассмотрим мой придуманный стиль для бренда Экостор:
Название
С названием все понятно. Оно должно быть простым и запоминающимся, при этом отражать суть бренда, но не транслировать его напрямую. В названии не должна фигурировать ваша сфера в деятельности.
Логотип
Это лицо айдентики в целом. Хороший логотип привлекает внимание и вызывает интерес к бренду, так как фирменный стиль работает как магнит. Логотип позволяет бренду пройти испытание на прочность временем. Хороший лого будет актуален и спустя годы.
Фирменные цвета
Фирменная палитра задействует эмоции необходимые бренду. Сила цвета и его психологическое воздействие давно изучено и психологами и маркетологами. Чтобы достичь определенных целей, нужно использовать определенные цвета. Более того, клиенты лучше всего запоминают бренды именно по комбинации цветов, а не по логотипу.
Типографика
Фирменные шрифты являются также не мало важным элементом отличия. Они также задают характер бренда и передают эмоции. Хорошая типографика лучше доносит информацию для клиента и проще читается.
Графика
Все выше перечисленные элементы стиля могут быть украшены графически. Это могут быть фирменные паттерны, иллюстрации, персонажи, узоры и т.д. И все носители стиля будут наследовать эти графические элементы и влиять на узнаваемость.
Коммуникация
Помимо визуальных аспектов стиля есть еще и элементы взаимодействия. Бренды выстраивают мостики коммуникации с аудиторией. То, как вы взаимодействуете с клиентами, - определяет их лояльность. На все это сильно влияет миссия бренда, политика компании, корпоративная этика и поведение сотрудников.
Сформированные элементы фирменного стиля обязательно должны быть упакованы и отражены в правилах по их использованию – в так называемом брендбуке.
Частые заблуждения о фирменном стиле
Иногда, исходя из характера работы с аудиторией, некоторые бизнесы недооценивают важность фирменного стиля. Рассмотрим пару примеров:
- Нам не нужен фирменный стиль, нас и так все знают.
Это говорит о том, что данный бизнес не знает свою аудиторию, довольствуется случайным успехом и развивается по каналам сарафанного радио, который в свою очередь не поддается контролю. Без понимания, где обитает ваша аудитория, как с ней работать и как ее привлекать, у бизнеса нет шансов масштабироваться и расти.
- Фирменный стиль это навязанный маркетологами миф.
В народе говорят, что людей встречают по одежке, а провожают по уму. Также и в бизнесе, с учетом огромной конкуренции и обилии рекламы, бренды борются за внимание клиентов. А хорошая упаковка привлекает внимание, а значит, и реклама будет работать эффективно. Более того, за долгие годы у людей сложились определенные представления о престижности брендов. А значит компания без фирменного стиля, просто не будет вызывать доверие.
- Нам не нужен фирменный стиль, нужен только логотип.
Логотип это лишь часть фирменного стиля. Ограничиваясь лишь им, вы нарушаете принципы коммуникации со своей аудиторией, предоставляя ей лишь огрызок стиля, тем самым портя себе репутацию и создавая плохое впечатление о компании.
- За что там платить, мы и сами так можем сделать.
Работа дизайнера по формированию фирменного стиля не ограничивается лишь рисованием картинок. Это полное погружение в сущность бренда, изучение его целевой аудитории, формирование правил по использование и финальная упаковка бренда. Может быть, нарисовать пару картинок вам будет и по силам, но провести полную аналитику смогут не все. Чего уж говорить, многие не знают, что они продают и кому продают.
Подводя итог
Подходя максимально серьезно и ответственно к разработке айдентики, вы тем самым повышаете доверие к вашему бренду и усиливаете его репутацию. Разработка фирменного стиля - важный начальный шаг на пути компании не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе развития конкурентоспособного бренда на рынке. Поэтому не стоит недооценивать важность айдентики в бизнесе.
Белоусов Сергей, веб-дизайнер иногда вляпывающийся в айдентику