Так уж сложилось, что бизнес в нашей стране, за прошедшие чуть менее 30 лет так и не обрел свою завершенную форму. Конечно, я не имею в виду, что открыть свое дело это что-то нереальное, сложное, доступное только избранным.
Носителями бизнеса, его культиваторами, являются люди и успех на этом поприще зависит в первую очередь от головы. И важным аспектом в этом вопросе является наша общая русская ментальность, но обо все по порядку.
Почему нынешняя ситуация в стране - это действительно испытание?
Современный бизнес, пронизывающий все уголки нашей страны, от мелких магазинчиков, ателье, сервисных баз, шиномонтажей и бесчисленного количества всего остального, за исключением крупных компаний, и так довольно шатко существовал и развивался, иной раз дай бог по воле случая. В ситуации, когда мы вынуждены сидеть дома, оказывать услуги и продавать товары становится сложно, если ни со всем невозможно. Закрываться нельзя, но и как развиваться дальше тоже непонятно. На лицо массовый кризис, можно сказать общечеловеческий, в который нужно не только научится выживать, но и адаптироваться. Именно с этим, у нашего бизнеса, проблемы были всегда.
Если подумать, то большинство компаний старожил - это компании, сформировавшиеся в конце 90-х начале нулевых, когда некоторая часть граждан успела урвать свой кусочек, где-то подсуетиться и что-то сделать первым, а у некоторых, в прямом смысле, даже что-то отжать. Со временем, конечно, эхо 90-х поутихло, да и люди успокоились. Некоторые и не имели отношения к 90-м и вполне легально организовали свое дело, со временем добившись успеха. Но имея опыт общения с представителя разных бизнес сфер за последние 10 лет, складывается ощущение, что 90-е и не уходили, а некоторым как будто бизнес вообще на голову свалился сам.
Это весьма субъективное ощущение, но оно подкрепляется статистическим опытом. И кажется от этого всего, что одна часть бизнесменов вечно держится на плаву за счет того, что когда-то они были первые, а другие просто получили все готовое, где все уже организовано. Тем не менее прошли годы и рынок в целом поменялся очень сильно. Отношения бизнеса с государством претерпели сильные изменения. Выросло целое новое поколение людей и еще одно уже на подходе, чтобы в итоге заводить семьи и потреблять товары и услуги. Отношения самого бизнеса с аудиторией сильно поменялись. Но заметно это только среди крупных игроков рынка. На уровне малого бизнеса все как было, так и осталось. Бизнес не адаптировался к современным реалиям.
Очевидным ответом на вопрос как жить дальше является - адаптация. Нужно пересмотреть все, чего мы добились за прошедшие годы. И чего не добились в том числе. Выживут не самые сильные, а самые не гордые.
Очень ожидаемо, что потребители на время изоляции нахлынут в интернеты и очень комфортно себя будут чувствовать компании, которые уже давно коммуницируют с аудиторией в цифровой среде. Особо приятно будет тем, кто оказывает доставку. Но что делать если у вас салон, ресторан или еще что-то и через интернет обслужить вы не можете? А все равно придется идти в интернет. Когда закончится карантин, живым из него выйдут немногие, закроется множество бизнесов. А те, что останутся не сразу ощутят прилив клиентов. Потребитель тоже адаптируется к этим условиям и не все вернуться в оффлайн сразу. Кто-то только сильнее распробует сервисы через интернет. В общем экономика восстановится не сразу и прогнозы давать побоюсь.
Страшнее, если изоляция затянется или хлынет новая волна заболеваемости. В условиях, когда мы отвыкнем ориентироваться по вывескам на улицах, в неразберихе, когда одни закрылись, а другие нет, люди будут искать информацию о товарах и услугах в интернете. И если вас нет в соцсетях, нет сайта, то найти вас будет также сложно, как и на заре развития интернета когда-то давно...
Как сделать этот рывок без ошибок? Во-первых, нужно понять несколько вещей:
1. Нельзя жить представлениями о прошлом
То как вы вели бизнес 20 лет назад, 15 или 10 уже не годится для современного рынка. Поменялись даже потребители и в современном мире нужно уметь выстраивать с ними отношения. А через 10-15 лет не будут работать и такие подходы. Нужно следить за динамикой в культуре и обществе.
2. Уметь планировать и ставить цели
Парадоксальная вещь, не все это делают, а продолжают вести дела на авось.
3. Уметь признавать свои ошибки и анализировать их
То, что вы имеете бизнес, не делает вас выше остальных. Какой бы статус у вас не был, даже вам нужна помощь и хорошо бы профессиональная.
4. Не боятся финансировать в свое развитие в долгосрочной перспективе
Это значит вкладывать средства в те инструменты, которые актуальны сейчас, и те, которые будут актуальны позже. Сайты и соцсети тоже не сразу стали основой ведения маркетинга.
Сергей Белоусов
Поезд хайпа уже уехал. Но скоро прибудет следующий!