Блог

Как работает дизайн. Инструкция для бизнесменов.

Для многих дизайн – это темный лес, какая-то абстрактная сфера, которая больше напоминает изобразительное искусство, чем серьезную дисциплину.

Вечная проблема самих дизайнеров заключается в том, что они и сами подливают масла в огонь, не умея доступно и понятно объяснять суть своей работы. Вот и получается, что сам дизайн оценивается весьма субъективно и интерпретируется через личные ощущения и сравнение с другими.

В эпоху интернета и доступности информации, по идее, эта проблема должна была бы отпасть сама собой, но это не так. Основными потребителями услуг дизайна являются бизнесмены и справедливо заметить, почему они вообще должны интересоваться чем-то, кроме проблем и потребностей своего бизнеса. Поэтому все всегда циклично продолжает идти по кругу.

Если вы владелец бизнеса и у вас есть опыт работы с дизайнером или только планируете в это окунуться, то давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.



“Всё давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять всё сначала.” Андре Жид


Как устроен процесс дизайна изнутри


Начнем с того, что дизайн бывает разный: дизайн упаковки, дизайн анимации, дизайн интерфейсов, дизайн фирменного стиля, дизайн интерьера или ландшафта и др. Пусть вас не пугает обилие направлений, мы не собираемся их все обозревать, мы будем разбираться лишь в том, что есть дизайн на самом деле, ибо, не взирая на его многообразие, в основе лежат одни и те же принципы.

И так, начнем с того, что дизайн решает задачи. Чтобы делать это правильно и осмысленно у дизайна есть всего 3 базовые функции: влиять на удобство, влиять на впечатление, влиять на узнаваемость.


Приведу пример: у вас есть продукт и его нужно упаковать. Дизайнер в этом случае будет делать дизайн упаковки. Какие задачи он будет решать? Это будут задачи бизнеса и задачи потребителей.

Задачи бизнеса:


  • Упаковка должна привлекать внимание;
  • Дизайн упаковки должен уложиться в выделенный бюджет;
  • Дизайн упаковки должен быть реализован к оговоренной дате.

Задачи потребителя:


  • Упаковка должна быть удобной;
  • Упаковка должна соответствовать психологическим границам моего восприятия;
  • Упаковка должна быть понятной.

Как вы видите, задачи бизнеса отличаются от задач потребителя. Идеально, когда все эти задачи учтены. Тогда дизайн хорошо помогает продвигать продукт, а, следовательно, идут продажи. Если дизайн будет соответствовать только задачам бизнеса, то потребителям он будет либо неудобен, либо не так привлекателен. Если сконцентрироваться только на задачах потребителя, то дизайн будет слишком дорогой.

Поэтому, исходя из задач бизнеса и потребителя, дизайнер подбирает оптимальное решение, так как угодить всем и сразу просто невозможно. Постановка задач сильно влияет на дизайн, поэтому специалисту придется погрузиться в ваш бизнес, продукт и вашего потребителя. Далее дизайнер использует свой опыт и определенные инструменты, чтобы создать решение.

Раз уж мы начали про упаковку, то тут: выбор материалов, ограничение типов и видов цвета для печати, проработка визуальной концепции и подачи информации, формы и скелета упаковки, ну и визуализация дизайна как такового – это этикетка, 3D модели и рендеры упаковки. Как правило, работу дизайнера оценивают, только по качеству визуализации.


В других областях принципы те же. Дизайнер интерфейса делает удобный и понятный интерфейс, рекламный дизайнер придумывает оригинальную и запоминающуюся подачу, интерьерный дизайнер удобно и комфортно организует пространство опять же для решения определенных задач.

Проще говоря, дизайнер диагностирует проблемы и подбирает решение. Исходя из этого, также надо понимать, что хороший дизайн не всегда красивый.

Можно ли с самого начала сделать хорошо?


Раз мы узнали 3 базовые функции дизайна, то почему бы нам сразу не установить их на максимум? К сожалению это не возможно или зачастую невозможно.

Сочетание этих трех функций – это компромисс. Возьмем дизайн кресла. Делаем только лишь удобно, тогда падает впечатление и узнаваемость. Потому что удобство продиктовано анатомическими особенностями, а не эстетикой. Работаем над впечатлением, тогда страдают другие параметры. Может получиться круто, но на деле неудобно, а еще возможно и затратно в производстве.

Другим темным моментом является сам заказчик (бизнесмен), который на все смотрит с позиции выгоды. Он не мыслит категориями дизайна, он мыслит категориями бизнеса: скорость работы, качество работы, стоимость работы. И тут уже заказчик предпочтительно будет играть именно с этими параметрами, пытаясь удешевить проект и зачастую получить страшненькую реализацию. Это происходит непосредственно из-за бюджета, который у бизнеса не резиновый.



Откуда берется плохой дизайн?


Первой причиной, почему нас окружает плохой дизайн, является культура. Дизайн как дисциплина существует уже 100 лет, но в нашей стране это до сих пор диковинка. Да и соц. сети до сих пор диковинка. Удивительный наш народ долго привыкает и адаптируется к стремительно наступающему новому миру. Отсюда пренебрежение к важности дизайна.

Второй причиной является человеческая лень. Продукты с годами упрощаются, информация упрощается, все упрощается, чтобы потребители могли пользоваться этим проще и быстрее. Отсюда лень в чем-либо разбираться. В том числе, запариваться какой у меня там дизайн.

Третьей причиной является замкнутость дизайнеров и как ни странно пафос. Одни дизайнеры боятся что-либо сказать поперек лова заказчика и выполняют все, что им говорят, не решая задачи бизнеса и потребителей. А другие так увлечены своей профессией, что общаются с обычными людьми как с коллегами, отчего вторые воспринимают лишь абстрактные высказывания, в последствии, ассоциируя дизайн не с исследовательской работой, проектированием, математикой, а с чем-то художественным и непонятным.

Четвертая причина - это банально деньги, а именно их отсутствие. Многие не понимают, что сиюминутная прихоть сэкономить сейчас, аукнется в долгосрочной перспективе заработать.

Пятая причина - это привычка. Недаром говорят, бытие определяет сознание. С раннего детства у нас формируются представления обо всем. Формируется вкус в том числе. Люди порождают подобное тому, к чему они привыкли. А привыкли с детства они не к самому эстетичному. И потом такие заказчики будут на отрез игнорировать советы дизайнеров и просить сделать то, к чему они привыкли т.к. новое не будет укладываться в их восприятие.


Как оценивать работу дизайнера и не способствовать появлению плохого дизайна.


Помните 3 базовые функции дизайна перед оценкой работы: удобство, узнаваемость, впечатление. Делая упор на одном из них, вы жертвуете другими. Поэтому оценивая работу, вы сможете понять, что хороший дизайн – это не красивый дизайн, а тот который оптимально скомпенсировал 3 базовые задачи под ваши нужды. Другими словами, хороший дизайн – тот, который работает или решает ваши задачи.

Вот примерные этапы оценки:


  1. Абстрагируйтесь от ваших личных представлений о прекрасном.
  2. Поинтересуйтесь, какую задачу перед собой ставил дизайнер.
  3. Вспомните 3 функции дизайна, на что ваш дизайнер должен был повлиять.
  4. Оцените методы, которыми пользовался дизайнер.

Что делать, чтобы не плодить плохой дизайн и радоваться жизни:


  • Не указывать дизайнеру, что ему делать.
  • Предоставить ему всю имеющуюся у вас информацию для анализа.
  • Четко ставьте задачу, чего вы хотите достичь: например усилить узнаваемость или удобство.
  • Обратите внимание, что дизайнер должен всегда задавать вам вопросы.
  • Бегите от дизайнера, который просит указаний.
  • Бегите от дизайнера, который не анализирует потребности вашего бизнеса и целевую аудиторию.
  • Бегите от дизайнера, который не спорит с вами.
  • Не экономьте на дизайне.

И самое главное, помните, дизайн окружает нас везде: от дизайна машин, в которых мы передвигаемся, домов, где мы живем, до рекламы, которую мы смотрим. Мы сами формируем реальность, которая нас окружает.

Белоусов Сергей, поможет разобраться в тонкостях дизайна
Маркетинг