Блог

Правильная постановка задачи

Абстрактные задачи, граничащие с мечтами – это не позволительная роскошь для руководителя и для бизнеса в целом, особенно если вы начинающий предприниматель. Если вы не умеете ставить перед собой и своими подчиненными правильные цели, далеко уйдет ваш бизнес?
В этом статье мы подробно разберем такую базовую вещь, правильная постановка целей. И в частности научимся планировать по-умному с системой SMART.

Что такое S.M.A.R.T. цели?

SMART (умный) – это техника постановки эффективных целей в менеджменте, а еще это тот самый редкий случай, когда аббревиатура соответствует своему содержимому.
Итак, из каких же, составляющих состоит данная техника:
Specific (конкретность) – цель должна быть конкретной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу и бизнесу.

Measurable (измеримость) – цель должна быть измеримой.

Achievable (достижимость) – цель должна не только амбициозной, но и достижимой, то есть учитывать и ресурсную базу.

Relevant (согласованность) – цель должна быть согласована с основными целями компании и планами.

Time bound (ограниченность по времени) – цель должна быть ограничена по срокам выполнения задач.
Для того, чтобы было более понятно, разберем каждый из этих пунктов подробнее.

Specific или конкретная цель – это уже половина успеха

Все цели, определяемые по системе SMART, должны быть конкретными, но что это значит?

Ставя задачу, вы четко понимаете, какой должен быть результат, и кто участвует в процессе.

Возьмем для примера, вам нужно не повысить продажи, а увеличить средний чек на 20%. Не «купить новую квартиру», а «заработать 5 миллионов за полгода и приобрести квартиру в новом ЖК».

Даже рассматривая простые примеры, мы видим формирование не очередного абстрактного плана, а четкий план действий.

Measurable или весы для измерения целей

Как уже говорилось ранее, все цели должны быть не только конкретными, но и измеримыми. Ставя цели или задачи, руководитель озвучивает свои желания. Например, хочу «увеличить прибыль своей компании». Однако, у хорошего исполнителя тут же возникнет вопрос, а на сколько она должна увеличиться?

Согласитесь, если ваша прибыль увеличится на 10 рублей, то с одной стороны задача выполнена, но удовлетворит ли вас такие показатели?

Achievable или оцениваем шансы на успех

Цель может быть конкретной и даже подкреплена цифрами, но достижима ли она в текущих условиях, вот в чем вопрос.

Если вы ставите цель или задачу всегда соотносите те ресурсы, которые у вас имеются с тем, что потребуется для достижения нужного результата, а именно: временные ресурсы, финансовые ресурсы, компетенция специалиста и т.д.

(ДА) Я хочу поднять доход компании, за счет увеличения среднего чека по каждому клиенту на 20% - это вполне реально, так как за прошлый год мы смогли добиться 10% увеличения продаж.

(НЕТ) Я хочу запустить новую услугу по разработке мобильных приложений, но у меня нет ни финансов на маркетинг данной услуги, ни специалистов, которые могли бы это делать. Но мы же в России живем, возьмем первого клиента, пообещав ему все, что он захочет и в процессе научимся.

Relevant или согласуем задачи со вселенной

Еще одна проверка целей и задач на адекватность – это согласование цели с основными целями компании и ее планами.

Представьте «Я хочу увеличить количество новых клиентов на 15%» и при этом «Я хочу сократить расходы на маркетинг на 20%» и «Я хочу сократить расходы на отдел продаж, за счет увольнения 1/3 сотрудников».

Соотносите вашу новую цель или задачу с теми, которые уже находятся в работе.

Time-bound или когда ожидать результат

Если у поставленной задачи нет конкретных временных ограничений на ее выполнение, то она не будет выполнена никогда. Спросите у любого сотрудника, какую задачу он начнет выполнять первую: ту у которой есть крайний срок или ту, у которой его нет?

Важный нюанс, согласно системе S.M.A.R.T, цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими задачами.

Алгоритм постановки S.M.A.R.T-целей

Шаг 1. Осознание потребности

Для начала поймите, чего вы хотите получить (цель), что для этого нужно сделать: добавить, улучшить или поменять в компании. Следующим шагом максимально дробите свою цель на мелкие задачи.
Например: Увеличить прибыль (цель): Разработать новый скрип (задача), Набор новых менеджеров (задача), Обучение сотрудников (задача) и т.д.

Шаг 2. Проверка на актуальность

Перед тем, как отдавать задачу в работу необходимо проверить ее на предмет соответствия текущим приоритетам компании, а также определить, что поменяется после того, как она будет выполнена.
Если вы ставите задачу, то всегда должны быть готовы ответить на весьма простой вопрос: «ЗАЧЕМ?»

Шаг 3. Определение количественных показателей

Любая задача должна быть контролируемой причем на любых этапах, для этого нужны количественные показатели.
Например, выручка, охват аудитории, коэффициент конверсии (%), число повторных покупателей, упоминание и другие метрики, которые можно измерить и сравнить динамику по принципу «было – стало».
Не забываем соотнести показатели с тем, что имеем на предмет адекватности и достижимости.

Шаг 4. Установка временных ограничений

Оценивайте, сколько времени потребуется на выполнение данной задачи и не забудьте прибавить к этому времени дополнительно 20-30% – это время вам потребуется на исправление ошибок и прочих неточностей.
Не забывайте так же и про контроль задачи, который нужно осуществлять в течении всего времени выполнения задачи, а не только в самом конце.

Шаг 5. Проверка достижимости цели

Всего ли хватает для достижения поставленной задачи? Хватает времени, финансов, например, рекламный бюджет, рабочих рук и компетенции и т.д. Об этом лучше подумать до того, как задача будет передана в бой.

Шаг 6. Конкретизируем задачу

Важно сделать так, чтобы задача была понятна не только тому, кто ее ставит, но и тому, кто ее делает. Не поленитесь обсудить с сотрудником задачу, возможно вы не учли какие-то детали и сейчас есть шанс внести необходимые коррективы.

Примеры постановки S.M.A.R.T-целей

  • Похудеть с 75 до 70 кг за 90 дней.
  • Увеличить свой ежемесячный доход до 100 000 рублей в месяц к концу 2024 года.
  • Формировать по 2 обучающие статьи каждый день в течение 3 месяцев.
  • Отдохнуть две недели в июне 2024 года в Сочи и посетить Лоо.
  • Увеличить посещаемость сайта по SEO на 15% за следующие 3 месяца, за счет переработки текущего контента.
  • Обучить нового специалиста отдела продаж за 2 недели.
  • Читать раз в неделю по одной развивающей книге на тему коучинга, психологии, тайм-менеджмента в течение полугода.
  • Уменьшить стоимость клик по рекламе до 5 рублей за 4 месяца.

❌ Проанализировать рекламные кампании конкурентов

✅ Увеличить количество заявок с сайта на 20% за 1 месяц

❌ Поднять удовлетворенность сотрудников компании

✅ Повысить индекс удовлетворенности сотрудников на 20% за месяц

❌ Увеличить конверсионность сайта на 13%

✅ Повысить юзабилити сайта на 13% к 1 сентября 2024 года.
И в качестве заключения еще раз хочется напомнить важность правильной постановке задач и целей компании в целом. При этом данная техника не является обязательной, мы лишь рекомендуем ее, как наиболее простую для восприятия.
А мы напоминаем, что если у вас возникли маркетинговые проблемы, мешающие вашему бизнесу развиваться, то Команда Пони всегда к вашим услугам. Вы можете связаться с нами любым удобным способом:
2024-03-01 11:04 Маркетинг