Блог

А ты знаешь свою ЦА в лицо?

В интернете полно объявлений, где нас обещают научить практически любой профессии буквально за считаные месяцы, а порой и за неделю можно управиться, об этом я писал ранее в своей статье: «3 дня и специалист готов».

Однако, данная статья не про это. В этот раз мы поговорим про целевую аудиторию и про ее значимость в целом.

С написанием данной статьи мне помогал Дмитрий Зызин, который решил постигать азы маркетинга.

Перед ним стояла задача, ответить на следующие вопросы:

1.  Что такое целевая аудитория и почему так важно ее понимать?
2. Как определить основные потребности и боли своей целевой аудитории?
3. Как можно использовать знания о своей целевой аудитории при составлении продающего текста?
4.  Стоит ли разделять аудиторию на более мелкие группы при написании статей и в каких случаях?
5. Пару слов про форматирование текста и изначальное продумывание структуры продающего текста.
6. Какая основная цель продающего текста?

Итак, поехали!


Ваши самые недовольные клиенты — ваш самый большой источник обучения.

Билл Гейтс, американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей и бывший крупнейший акционер компании Microsoft. 

Для начала давайте определимся, а что же такое эта самая целевая аудитория?


Целевая аудитория (ЦА) – это аудитория потенциальных потребителей какого-либо товара или услуги. Иными словами, это тот круг потребителей, физических лиц или компаний, на который этот продукт рассчитан и которым он может быть интересен.

Если не точно определить ЦА, то часть ресурсов, потраченных на привлечение клиентов, будет расходоваться не рационально, приводя к потерям. В соответствии с принципом Парето 20% клиентов приносят 80% прибыли, а остальные 80% приносят 20% прибыли. Чем точнее мы определяем тех, кому действительно необходим наш товар или услуга, тем эффективнее мы будем расходовать бюджет, заложенный на рекламу.

Что требуется для определения основных потребностей ЦА?


  • мы должны изучить товар или услугу, его свойства, какие функции выполняет, какие потребности закрывает;
  • определить портрет ЦА, например, с помощью методики 5W (5 «Почему»);
  • воспользоваться Сервисом от Яндекса - Wordstad;
  • проанализировать аудиторию в социальных сетях;
  • просмотреть социальные медиа и СМИ;
  • просмотреть сайты отзывов;
  • проанализировать рекламу конкурентов;
  • провести мониторинг входящих клиентских звонков и онлайн-чата.


Отдельно стоит рассмотреть, что необходимо, для определения болей ЦА:

  • провести опросы действующих клиентов;
  • изучить сайты отзовиков и форумы;
  • изучить социальные сети;
  • провести опрос коллег, которые могут быть ЦА;
  • опросить окружение, которое может быть ЦА.

Знания о целевой аудитории помогут составить портрет конкретного покупателя, чем точнее составляется этот портрет, тем эффективнее работает продающий текст и этот фактор необходимо учитывать. Если упустить этот момент, то продающий текст будет охватывать слишком большую аудиторию, снижая в итоге конверсию.


Разделение аудитории на более мелкие группы (сегментация), является усиливающим фактором. Особенно это актуально, когда ЦА можно разбить по социально-экономическим характеристикам, национальности, по географическому признаку, демографическому признаку (возраст, пол, семейное положение), по психологическому критерию.

Сегментация поможет:

  • понять мотивацию целевой аудитории и то, что может ее триггернуть/зацепить;
  • разработать оффер, точно попадающий в интересы, ожидания, культурные традиции;
  • показать потребителям выгоды, которые важны именно этой группе, а не покупателю «вообще» или выдуманному «идеальному покупателю»;
  • использовать каналы продвижения, которые выбирает ваша аудитория, и таким образом оптимизировать рекламный бюджет;
  • сформировать перспективную линейку товаров, понимая, что нужно каждой группе аудитории.


Правильное форматирование продающего текста обязательно должно выполняться. Делается это для того, чтобы информация воспринималась лучше, причём не только читателями, но и поисковыми роботами. Если не форматировать текст, то вероятность того, что он будет дочитан до конца уменьшается.

Примеры форматирования ПТ:

  • изменение цвета шрифта;
  • выделение курсивом;
  • маркирование списков;
  • вставка иконок;
  • вставка картинок;
  • добавления цитат;
  • жирный шрифт.


Немного о структуре продающего текста, где есть базовая (классическая) структура продающего текста, а выглядит она так:

  • мощный заголовок, подзаголовок;
  • проблемы, боли, описание ЦА;
  • снятие вины за эти проблемы;
  • оффер, суть рекламного предложения с отличием;
  • выгоды предложения;
  • о компании;
  • отзывы;
  • продажа цены (аргументация скидки);
  • гарантии;
  • бонусы;
  • проработка возражений;
  • резюме;
  • призыв к действию.

Эта структура может быть усилена и другими блоками и зависит от того вида товара или услуги, для которого пишется продающий текст и от пожеланий заказчика. Так же возможно исключение некоторых блоков из классической структуры.


Основная цель продающего текста – убедить читателя предпринять определенное действие: купить товар, воспользоваться услугой, подписаться на e-mail рассылку, скачать документ или стать подписчиком группы в соцсетях.

Вот и все, как считаете, Дмитрий Зызин справился со своей задачей и ответил на все вопросы верно?


И уж простите не могу удержаться, чтобы не подытожить статью так же, как это сделал прошлый раз:

Будьте единорогом в море ослов!
Короче подписывайтесь на наш канал в Telegram, который мы создали буквально вчера, следите за нашими анонсами и участвуйте в обсуждении.

Дмитрий Зызин, постигающий азы маркетинга